• 1

Изменения порядка определения налогового резидентства для физических лиц

1

Минфин России предложил изменить порядок определения налогового резидентства для физических лиц, а также уравнять налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц для резидентов и нерезидентов Российской Федерации. Об этом намерении Минфина говорится в проекте об «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», который был внесен в Госдуму 1 октября 2019 года.

Планируемые изменения, в случае их реализации, окажут значительное влияние на налогообложении физических лиц. С самим текстом проекта можно ознакомиться здесь - https://sozd.duma.gov.ru/bill/802503-7

Напомним, что на сегодняшний день физическое лицо обязано уплачивать НДФЛ в России с общемирового дохода в случае, если оно является налоговым резидентом России, т.е. проживает в Российской Федерации более 183 дней в календарном году (при этом дни нахождения вне пределов России не включаются кратковременные выезды для обучения и лечения).

Именно статус налогового резидента в Российской Федерации обязывает физлицо декларировать свой общемировой доход в Российской Федерации и уплачивать с него подоходный налог, а также выполнять иные обязанности, в том числе по декларированию контролируемых иностранных компаний (подаче разнообразных уведомлений и финансовой отчетности КИК). Соответственно, утрата лицом такого статуса в России, позволяет снять себя часть налоговых обязанностей по декларированию своих доходов или КИК в России (однако, с высокой вероятностью приобрести эти или аналогичные обязанности в другой юрисдикции). Поэтому сегодня помощь физическим лицам в релокации и утрате статуса российского налогового резидента по-прежнему является одной из востребованных услуг.

В свою очередь Минфин предлагает сократить срок фактического нахождения физических лиц в Российской Федерации для приобретения статуса налогового резидента Российской Федерации со 183 дней до 90 календарных дней. Также проект предусматривает, что в случае, если физическое лицо проживает в России менее 90 дней, это лицо также может быть признано налоговым резидентом России при наличии на территории России так называемого центра жизненных интересов (например, недвижимости, основного источника доходов лица или иного значимого объекта жизненных интересов).

Имплементация указанных положений в Налоговый кодекс сведет практически к нулю какое-либо эффективное налогового планирование в отношении КИК, основанное на релокации в другую юрисдикцию, поскольку в большинстве случаев, даже в случае фактического переезда в другую страну, физическое лицо «оставляет в России» объекты жилой недвижимости и источники дохода, что, при желании, позволит налоговым органам признать такое лицо налоговым резидентом и, соответственно, привлечь к ответственности в связи с неисполнением обязанностей по декларированию КИК и уплате налога с ее нераспределенной прибыли.

Более того, такой подход Минфина значительно увеличит число случаев, когда лицо признается налоговым резидентом одновременно в двух и более странах, что обычно приводит к тому, что лицо будет обязано декларировать и уплачивать налог с общемирового дохода одновременно во всех юрисдикциях, где оно признано налоговым резидентом, до тех пор пока государства, которые претендуют на его налоги не договорятся о налоговом статусе этого лица, т.е. о том, чьим же налоговым резидентом гражданин все-таки является.

Вторым, более приятным новшеством Минфина является предложение уравнять налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц для резидентов и нерезидентов Российской Федерации аналогично налоговой ставке в размере 13 процентов, применяемой к доходам резидентов Российской Федерации. Такая инициатива Минфина, безусловно, вызывает удивление своим либерализмом, поскольку наличие повышенной налоговой ставки для нерезидентов является общепринятой мировой практикой и существующие ставки налога для нерезидентов в России в размере 15% и 30% не является беспрецедентно высокими.

В случае реализации этих инициатив Мифина, соответствующие налоговые положения о резидентстве вступят в силу не ранее 2021 года, а вот в отношении уравнивания ставок изменения можно ожидать и со следующего года. У лиц, пользующихся преимуществом отсутствия у них статуса налогового резидента России для решения проблем с КИК, остается определенный запас времени, для оценки рисков и выработки стратегии действий в отношении КИК к 2021 году.

Александр Нечаев

Обратная связь

Пожалуйста, введите свое имя
Пожалуйста, введите Ваш номер
Пожалуйста, введите свой e-mail Адрес электронной почты содержит ошибки
Пожалуйста, введите текст сообщения

Отправить резюме:
Drag and drop files here or Browse
Файлы в формате Microsoft Word или pdf
Обращаем ваше внимание, что, направляя резюме, вы осуществляете передачу своих персональных данных для обработки сотрудниками ГК «Михайлов и Партнеры» исключительно в целях содействия вашему трудоустройству.