• 1

Подробный обзор изменений валютного регулирования

Sovet Federatsii

На этой неделе Совет Федерации одобрил законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании…» (Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ) и в Федеральный Закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании…» - в тот самый, который вступает в силу с 1 января 2020-го года и, с одной стороны, вносит либеральные поправки в валютный контроль, а с другой, устанавливает обязанность уведомлять о счетах и отчитываться о движении средств по счетам, открытым в «иных организациях финансового рынка».

 

Исходя из опыта, можно с уверенностью сказать, что данный законопроект приобретет статус действующего закона до конца этого, 2019-го года, может быть даже раньше (дата вступления данного законопроекта в силу – очень важна, чуть ниже мы вернемся к этому вопросу).

Данные поправки будут касаться операций с валютой и иностранными счетами как юридических, так и физических лиц. Традиционно, мы сосредоточимся именно на физических лицах.

И так, что же ждать физическим лицам – резидентам после того, как рассматриваемый законопроект обретет силу закона?

  1. Изменение принципа «разрешения» операций.
  2. Действие нового принципа во времени.
  3. Изменение принципа «разрешения» операций

Вообще, Закон «О валютном регулировании…» в основном разрешает российским валютным резидентам операции с иностранными счетами, связанные с оттоком (или расходованием) денег с иностранного счета, конечно, не без исключений, а вот операции, связанные с зачислением средств на иностранные счета (получение доходов, поступлений) – серьезно ограничены.

Фактически, в действующей редакции Закона «О валютном контроле…» установлено два перечня разрешенных операций, связанных с зачислением денег на счет:

Первый перечень - это операции по зачислению средств на счета вне зависимости от того, в какой стране находится банк, где открыт счет. Это самые простые операции, внесение наличных средств на иностранный счет, перевод на иностранный счет денег из России или с другого иностранного счета, получение от нерезидентов заработной платы, выплат по судам и выплат социального характера, страховых выплат и возврата денежных средств в некоторых случаях. Этот перечень содержится в пунктах 4 и 5 статьи 12 действующей редакции Закона «О валютном контроле…».

Второй перечень – это дополнительные операции по зачислению средств на иностранный счет, но в только том случае, если счет открыт на территории страны ОЭСР и/или ФАТФ. Данный перечень операций установлен пунктом 5.1. статьи 12 Закона «О валютном регулировании…».

К таким операциям, в частности, относятся:

- получение доходов от аренды, продажи недвижимого имущества, выплаты по ценным бумагам и доход от продажи ценных бумаг(если они прошли листинг на утвержденном перечне бирж), доход от продажи металлов (с 1 января 2020 года) с металлических счетов, доход от доверительного управления, а так же получение кредитов (но на срок свыше двух лет).

В августе 2019 года был приняты поправки в действующую редакцию Закона «О валютном регулировании…» (Федеральный закон от 02.08.2019 № 265 – ФЗ), и этим законом был введен пункт 5.2. в статью 12, гласящий, что если счет открыт на территории страны ОЭСР / ФАТФ и одновременно с этим  данная страна автоматически (это важно – именно автоматически) обменивается информацией по финансовым с Россией, то на эти счета можно зачислять денежные средства без ограничений, т.е. от любой операции.

Поясняем на примере:

Возьмем четыре страны: США, Великобританию, Кипр и Швейцарию. По действующей редакции Закона и с учетом изменений, вступающих в силу с 1 января 2020 года (НО! Без учета обсуждаемого законопроекта) ситуация выглядит следующим образом:

Счет в США – операции ограничены перечнем из пунктов 4,5 и 5.1 – поскольку США хоть и является членом ОЭСР и ФАТФ, но – не обменивается с Россией автоматически, даже не подписало соответствующего соглашения.

Счет в Великобритании – операции так же ограничены перечнем из пунктов 4, 5 и 5.1, поскольку, несмотря на то, что Великобритания – член ОЭСР и ФАТФ и подписала соглашение об обмене и даже предоставила данные в Россию за 2017-й год, но в 2018-м такой обмен в отношении России – приостановила.

Счет на Кипре – операции вообще ограничены пунктами 4 и 5, даже 5.1 в данном случае – «не работает», поскольку Кипр не является членом ОЭСР или ФАТФ, хотя обменивается автоматически с Россией информацией по счетам.

Счет в Швейцарии – а вот тут – все хорошо: член ОЭСР и ФАТФ, и осуществляет (правда только с 2018-го года) обмен с Россией. Значит, все пункты с 4 по 5.1 – применимы, а с 1 января вступил бы в силу пункт 5.2 и тогда по счетам в Швейцарии можно будет совершать операции без ограничений.

НО! Когда комментируемый законопроект вступит в силу – а он, скорее всего вступит в силу уже до конца этого года, ситуация поменяется следующим образом:

«Разрешение» операции, предусмотренных пунктом 5.1 и вообще разрешение всех операций согласно пункту 5.2 будет зависеть не от того, является ли страна, где открыт счет, членом ОЭСР / ФАТФ, а только от того, является ли она членом ЕАЭС.

Т.е. в законопроекте предусматривается замена фразы:

[счета открыты на территории] иностранного государства – члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство [осуществляет автоматический обмен]

На фразу:

[счета открыты на территории] государства – члена ЕАЭС или на территории иностранного государства, которое [осуществляет автоматический обмен].

Что же это будет значить? Давайте вернемся к примеру:

Счет в США – только операции, предусмотренные пунктами 4 и 5 статьи 12 Закона «О валютном контроле …», а вот операции по пункту 5.1, такие, как получение доходов от аренды, продажи недвижимого имущества, выплаты по ценным бумагам и доход от продажи ценных бумаг – вне зависимости от того, прошли ли эти бумаги листинг или нет – уже осуществлять будет нельзя. Потому, что США – не осуществляет и даже не подписали соглашение с Россией (не присоединились к многостороннему соглашению) автоматический обмен с Россией, а то, что они являются членом ОЭСР или ФАТФ – не важно.

Счет в Великобритании – ровно такая же ситуация в отношении операций, как и с США: только 4 и 5 пункты двенадцатой статьи и – ничего более. Потому что Великобритания не осуществляет автоматический обмен, хотя и является участником многостороннего соглашения об автоматическом обмене – просто не предоставляет сведения России.

Но при этом, обращаем внимание на то, что и с Великобританией, и с США работают механизмы обмена информацией по запросу.

Счет на Кипре – все великолепно. Хоть Кипр и не является членом ОЭСР / ФАТФ, но осуществляет автоматический обмен с Россией – поэтому можно совершать операции, предусмотренные и пунктом 5.1, да и вообще – любые без ограничения по пункту 5.2 – тоже можно (о пунктах 5.1 и 5.2 статьи 12 Закона «О валютном регулировании…» чуть ниже поговорим отдельно.

Счет в Швейцарии – так же, как и на Кипре, все хорошо: Швейцария автоматически обменивается с Россией информацией по финансовым счетам.

Разумеется, «все хорошо» со счетами на Кипре и в Швейцарии только до тех пор, пока эти страны фактически осуществляют обмен. Но если по каким-то причинам перестанут – тогда см. «Счет в Великобритании».

С какими же странами осуществляется автоматический обмен? Их перечень можно посмотреть в Приказе ФНС от 4 декабря 2018 г. N ММВ-7-17/[email protected] В этом приказе 75 стран и 13 отдельных территорий (можно ознакомится в приложении).

С этим разобрались, давайте, перейдём к следующему важному пункту.

  1. Действие нового принципа во времени.

И так, сам закон об изменениях в закон вступит в силу с дня его официального опубликования, за исключением отдельного положения, но оно – вне контекста того, о чем мы пишем.

Но при этом, действия обновленных редакций пункта 5.1 и 5.2. статьи 12 Закона «О валютном регулировании…» будут распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 -го года.

Это значит, что, например, все операции, совершенные и в 2018-м, и в 2019 -м годах в банке, находящемся на Кипре, будут считаться законными, если они попадают в перечень пункта 5.1, либо – вообще законными в силу пункта 5.2 (к этой коллизии между пунктами 5.1 и 5.2 мы еще вернемся) статьи 12 в новой редакции.

НО при этом, все операции, совершенные в банках США и Великобритании, проходившие ранее по перечню пункта 5.1 статьи 12 Закона «О валютном контроле…», такие, как получение денег за аренду, получение выплат по внешним бумагам, продажа прошедших листинг на бирже ценных бумаг, получение дохода от доверительного управления - с 1 января 2018-го года автоматически признаются незаконными!

Вот это поворот! Но ведь если операции – незаконные, то значит за них могут оштрафовать? На 75-100 процентов от суммы?!

Строго говоря – нет. Незаконная валютная операция – это административное правонарушение. И в данном случае несмотря на то, что сам закон «О валютном контроле…» имеет обратную силу, применить «в обратном порядке» административное наказание – нельзя, что прямо установлено пунктом 2 статьи 1.7 КоАП РФ.

Ну и напоследок –

Коллизия пунктов 5.1 и 5.2 статьи 12 в новой редакции с учетом рассматриваемого законопроекта.

В новой редакции (с учетом рассматриваемого законопроекта) пункт 5.1. устанавливает конкретный закрытый перечень операций по зачислению на счет физического лица – резидента в случае, если счет открыт в стране ЕАЭС или в стране, осуществляющей обмен с Россией.

При этом в новой же редакции пункта 5.2 (который, кстати, вступит в силу только с 1 января 2020 года, но его действие будет распространяться на отношения, возникшие после 1 января 2018 года) указано, что если счет открыт в стране ЕАЭС или стране, осуществляющей автоматический обмен с Россией, то зачисление на такой счет производится без ограничений.

Все же просто, правда?

И так, есть счет в Швейцарском банке (напомним, Швейцария – осуществляет обмен, а больше ничего и не нужно) и есть три потенциальных вида доходов, которые мы хотим получить на этот счет:

- продажа недвижимого имущества (нерезиденту);

- продажа акции, непрошедшей листинг ни на одной из бирж компании;

- продажа слитка золота, хранящегося в том же швейцарском банке.

Какие из этих операций можно будет сделать? Давайте разбираться:

Продажа недвижимого имущества – прямо поименована в девятом абзаце пункта 5.1 как в действующей, так и в предполагаемой законопроектом редакции, значит – можно.

Продажа акции непрошедшей листинг – нет, в 5.1 – не поименована, как разрешенная операция (наоборот – разрешено зачислять доход только от продажи «листингованных» бумаг), впрочем, получение дохода от продажи золота в слитках (а также иного имущества, кроме недвижимости и транспортных средств) – так же в 5.1 непоименованы. Так что, получается, нельзя?

Конечно можно! Ведь пункт 5.2 гласит: если страна автоматически обменивается, то операции по зачислению – без ограничений!

Но зачем тогда пункт 5.1, если 5.2 ровно в той же самой ситуации говорит «да делайте все операции»? Скорее всего, пункт 5.1 будет упразднен. Но пока это смотрится довольно забавно.

Евгений Мастерских

Обратная связь

Пожалуйста, введите свое имя
Пожалуйста, введите Ваш номер
Пожалуйста, введите свой e-mail Адрес электронной почты содержит ошибки
Пожалуйста, введите текст сообщения

Отправить резюме:
Drag and drop files here or Browse
Файлы в формате Microsoft Word или pdf
Обращаем ваше внимание, что, направляя резюме, вы осуществляете передачу своих персональных данных для обработки сотрудниками ГК «Михайлов и Партнеры» исключительно в целях содействия вашему трудоустройству.