У граждан и организаций есть возможность реагировать на любые правонарушения, которые допускаются со стороны государственных органов, и ФНС не является исключением. Если вы столкнулись с неправомерными действиями, то можете обжаловать решение налоговой инспекции в установленном порядке.
Что можно обжаловать?
Традиционно оспариванию подлежат конкретные действия отделений ФНС, которые могут выражаться в решениях и актах. Однако можно также обжаловать бездействие налоговой инспекции — в случаях, когда она была обязана предпринять какие-либо мероприятия и вовремя среагировать на запросы налогоплательщиков.
С какими требованиями чаще всего приходится иметь дело?
Часто налогоплательщики сталкиваются с двумя документами от ФНС:
- запрос пояснений;
- направление требований о предоставлении документов.
Как правило, запрос о предоставлении пояснений связан с тем, что налоговый орган проводит камеральную (или выездную) проверку в отношении налогоплательщика. В такой ситуации ее интересуют отдельные аспекты деятельности подконтрольного лица — возникает требования пояснить те или иные хозяйственные операции. Срок предоставления пояснений составляет 5 рабочих дней.
Запрос документов, в свою очередь, связан с проведением камеральной проверки. Количество документов, истребуемых налоговым органом, ограничено требованиями, установленными в статье 88 НК РФ. Если же в отношении налогоплательщика проводится выездная проверка, налоговый орган не ограничена в количестве запрашиваемых документов. Срок исполнения требования о запросе составляет 5 рабочих дней.
В случае, если налогоплательщик не может собрать необходимые свидетельства, то формально он обязан на следующий день после получения требования уведомить налоговиков, что в установленный срок он не успевает исполнить обязанность, и просить о продлении сроков.
Налоговые органы могут и не идти навстречу налогоплательщику, что выразится в отказе в продлении. В такой ситуации составляется акт налоговой проверки, в котором устанавливаются факты правонарушения и объем налоговых недоимок (то есть суммы, которую плательщик обязан заплатить в бюджет). Уже после составления ФНС решает, каким образом налогоплательщик должен быть привлечен к ответственности. Это может быть штраф или пени (связанные с просрочкой уплаты того или иного налога).
Какие документы могут запрашивать налоговые органы?
В рамках камеральной проверки налоговым органом могут быть запрошены только те документы, которые налогоплательщик обязан предоставлять вместе с декларацией для получения тех или иных налоговых вычетов.
Общее правило предоставления документов вместе с налоговой декларацией заключается в том, что плательщик не предоставляет документы, подтверждающие доходы, но он обязан предоставить все свидетельства, которые подтверждают расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу и подтверждающие его право на налоговые вычеты.
Процедура обжалования в нижестоящей инстанции
Налогоплательщик вправе в течение 1 месяца обжаловать акты налоговых органов, которые вынесли в отношении него неправомерные санкции. Порядок следующий:
- Составление жалобы на действия службы.
- Подача жалобы в налоговый орган.
- Рассмотрение поданного документа в течение 2 недель со стороны налогового органа.
- Вынесение решения.
Решение содержит ответ на вопрос о привлечении плательщика к налоговой ответственности. Это именно тот процессуальный документ, на основании которого дальше происходит взыскание налога.
Если решение было вынесено не в пользу налогоплательщика, то у него появляется возможность обжаловать акт налоговой в апелляционном порядке — через составление еще одной жалобы в вышестоящий налоговый орган, каковым является Управление ФНС по конкретному региону. К примеру, обжалуемые решения служб в Москве оспариваются в апелляционном порядке в Управлении ФНС по г.Москва. Допустимый срок обжалования — 1 месяц.
При оспаривании действий (бездействия) ФНС крайне рекомендуется обратиться к юристу. Представитель поможет правильно составить жалобу и добиться ее удовлетворения.
Процедура апелляционного оспаривания
После подачи апелляционной жалобы в Управление ФНС, вышестоящая инстанция может решить дело двумя способами:
- либо удовлетворить жалобу заявителя;
- либо оставить обжалуемые решения без изменений.
Ключевое значение будет иметь соответствие вынесенного ранее акта налоговых органов нормам законодательства. Примечательно, что в случае отказа в удовлетворении запроса заявителя, спорные решения вступают в силу только после проверки вышестоящей инстанцией.
Что делать, если жалобу не удовлетворили?
В отношении физических лиц решения налогового органа о взыскании налога могут быть исполнены только в судебном порядке. Даже если плательщик не собирается обжаловать действия налоговой, последняя в любом случае должна сама обратиться в суд, чтобы взыскать с налогоплательщика сумму недоимки и штрафы.
Стоит отметить одно исключение: если налоговики стремятся взыскать недоимки, сумма которых меньше 3 тысяч рублей, то взыскание можно реализовать во внесудебном порядке. В таком случае служба сама выпишет требование и направит его в банк нарушителя, где ему спишут денежные средства со счета. Во всех остальных вариантах налоговый орган обязан обратиться в суд.
В каком суде будет проводится разбирательство?
Возможны два варианта:
- если сумма налога меньше 600 тысяч рублей, то обращаться нужно к мировому судье;
- во всех остальных случаях обращаться необходимо в суд общей юрисдикции.
В судебном заседании налогоплательщик будет иметь возможность заявлять возражения о несогласии с решением налогового органа. При этом не имеет значения, кто был инициатором разбирательства: плательщик в любом случае может не соглашаться с мнением налогового органа.
И в случае судебного разбирательства, и в варианте первичного обжалования действий (бездействия) налоговой службы рекомендуется воспользоваться услугами юриста. Компетентный представитель поможет правильно составить жалобу, которую налоговый орган будет вынужден рассмотреть и удовлетворить.
Вернуться в раздел "Проблемы с налоговой"