Основной нормативно-правовой акт в области валютного контроля и валютного регулирования – это Федеральный Закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», далее для простоты будем его называть «Закон о валютном контроле».
С 1 января 2020 года вступили в силу очень важные для физических лиц изменения в Закон о валютном регулировании и данные материал подготовлен с учетом этих изменений.
Министерство Финансов и Налоговая служба в последние несколько лет выступают с инициативами о еще большей либерализации Закона о валютном контроле. Так, в конце мая 2020 года СМИ сообщили, что Минфин еще раз поднял вопрос либерализации вплоть до фактически полной отмены ограничений по иностранным счетам юридических и физических лиц.
В соответствии с Законом о валютном контроле, физическое лицо является валютным резидентом России в случае, если:
- Физическое лицо является гражданином России – вне зависимости от того, сколько это лицо живет на территории России;
- Физическое лицо является иностранным гражданином или лицом без гражданства, но постоянно проживает на территории России на основании Вида на жительство.
Если иностранный гражданин проживает на территории России на основании «длинной» визы, например, рабочей, он не становится валютным резидентом.
«Российский гражданин» равно «российский валютный резидент», «постоянное проживание на основании вида на жительство» равно «российский валютный резидент» без исключений.
Также есть список разрешенных случаев зачисления средств на счет резидента – физического лица, открытый в банке в стране, НЕ входящей в ЕАЭС и НЕ осуществляющей автоматический обмен финансовой информацией с Россией.
Правило «183 дня»
Эта норма относится не к определению статуса «резидент – не резидент», а к правам и обязанностям валютных резидентов. Иными словами, валютные резиденты делятся на два основных типа и один «специальный». Официально, такого разделения на три типа резидентов в Законе нет. Мы используем эти определения для упрощения
— Резиденты, срок пребывания которых на территории России в календарном году составил 183 календарных дня и более. Это – «обычные» налоговые резиденты, на которых распространяются все правила и требования Закона «О валютном регулировании».
— Резиденты, срок пребывания которых за пределами территории России составил более 183 дней вне зависимости от оснований их пребывания за границей (напомним, что, например если речь идет о налоговом резидентстве, то там краткосрочные выезды, связанные с лечением и обучением в срок отсутствия за границей – не засчитываются). Будем называть таких резидентов резидентами «второго типа».
— «Специальный» тип валютного резидента, особо описанный в первом абзаце пункта 8 статьи 12 Закона «О валютном регулировании», с отсылкой к первому абзацу пункта 4 статьи 207 НК РФ. Кто же это такие? Это лица, в отношении которых были введены международные санкции, и они на основании введения в отношении их международных санкций не признаются в налоговом периоде налоговыми резидентами России вне зависимости от фактического срока нахождения на территории России «если в этом налоговом периоде такое физическое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства».
Если ФНС признала такое лицо лицом, не являющимся налоговым резидентом, то и правила, установленные Законом «О валютном регулировании» в отношении иностранных счетов эти лица могут не соблюдать так, как будто они провели за пределами России более 183 дней в календарном году.
Почему мы обращаем внимание на то, что все россияне, вне зависимости от срока нахождения, являются валютными резидентами? Ведь у них, по сути, разные «валютные» права и обязанности? Так не все ли равно, является человек, более 183 дней в году проживающий за пределами России резидентом или нет?
Статьей 9 Закона о «Валютном регулировании» установлено, что «валютные операции между резидентами запрещены», за исключением специально разрешенных операций между резидентами.
Читайте также по теме:
Вернуться в раздел "Главные темы"